Заголовок:
Комментарий:
Версия для копирования в MS Word
PDF-версии: горизонтальная · вертикальная · крупный шрифт · с большим полем
РЕШУ ЦТ — русский язык
Вариант № 263678
1.  
i

Пи­шет­ся е на месте всех про­пус­ков в рядах:

1) пр..зре­ние к тру­со­сти, пр..выше всего
2) абор..ген, зам..реть
3) опт..мист, бл..ста­ние
4) в..рхо­вен­ство, пр..рвать
5) н..бес­ный, место пр..ступ­ле­ния
2.  
i

Двой­ные со­глас­ные есть в сло­вах:

1) ра(с/сс)пи­сать­ся в жур­на­ле
2) бе(с/сс)мыс­лен­ный
3) га(л/лл)ерея
4) кора(л/лл)овый
5) эс­ки­мо(с/сс)кий
3.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Пи­са­тель­ство одно из самых за­ман­чи­вых и од­но­вре­мен­но самых тяжёлых за­ня­тий в мире.
2) «Ис­то­рия го­су­дар­ства Рос­сий­ско­го» есть не толь­ко со­зда­ние ве­ли­ко­го учёного, но и по­двиг чест­но­го че­ло­ве­ка.
3) На ли­стьях де­ре­вьев, на траве, на кры­шах домов и са­ра­ев, по­кры­тых ка­мы­шом, всюду до по­лу­дня ле­жа­ла обиль­ная роса.
4) По­ве­де­ние На­гуль­но­ва все рас­це­ни­ва­ли по-раз­но­му: кто-то одоб­рял, кто-то по­ри­цал, кто-то сдер­жан­но по­мал­ки­вал.
5) Хо­чешь до­бить­ся успе­ха — при­ло­жи мак­си­мум уси­лий.
4.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, в ко­то­рых пра­виль­ным яв­ля­ет­ся пер­вый из пред­ло­жен­ных в скоб­ках ва­ри­ан­тов:

1) Песни (цы­га­нов, цыган) ме­ло­дич­ны и са­мо­быт­ны.
2) На этом во­про­се сле­ду­ет оста­но­вить­ся (более по­дроб­нее, по­дроб­нее).
3) Кре­пость на­хо­дит­ся в (по­лу­то­рас­та, по­лу­то­рас­тах) ки­ло­мет­рах от го­ро­да.
4) У (неё, ней) ни­че­го не проси, всё равно не даст.
5) Пока я (вы­кла­ды­вал, вы­ла­жи­вал) из рюк­за­ка про­дук­ты, Петя сбе­гал за водой.
5.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния с пра­виль­ным пунк­ту­а­ци­он­ным оформ­ле­ни­ем чужой речи:

1) — Го­во­ри ско­рее, не томи душу, — пе­ре­бил его Ку­ту­зов.
2) «А те­перь про­щай­те, — ска­зал ка­пи­тан и, видя моё не­до­уме­ние, до­ба­вил: — Зав­тра утром мы сни­ма­ем­ся с якоря».
3) «Это было лучше вся­кой ре­кла­мы! — про­кри­чал Генка: — И не сто­и­ло нам ни­ка­ких денег».
4) — Са­ди­тесь, по­ру­чик, — мед­лен­но про­го­во­рил Сорин. — Я уже под­пол­ков­ник. Но сей­час это не имеет зна­че­ния.
5) По сло­вам Эйн­штей­на: «на­сто­я­щая наука и на­сто­я­щая му­зы­ка тре­бу­ют од­но­род­но­го мыс­ли­тель­но­го про­цес­са».
6.  
i

Через дефис пи­шут­ся слова:

1) (радио)элек­тро­ни­ка
2) (пол)Бе­ре­зин­ско­го рай­о­на
3) (лево)бе­реж­ный
4) за­выть (по)вол­чьи
5) (экс)ре­корд­смен
7.  
i

За­пя­тая ста­вит­ся на месте всех про­пус­ков в пред­ло­же­ни­ях:

1) А Митя_ как воды в рот на­брал.
2) Эти слова по­че­му-то вос­при­ни­ма­лись мною_ как по­хва­ла.
3) Живая идея все­гда про­би­ва­лась к жизни_ как трава из-под ас­фаль­та .
4) Это важно для ран­ней ди­а­гно­сти­ки та­ко­го серьёзного за­бо­ле­ва­ния_ как гла­у­ко­ма.
5) Ста­рин­ная над­пись ока­за­лась не чем иным_ как име­нем ма­сте­ра-юве­ли­ра.
8.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, где пи­шет­ся не:

 

Ма­лы­ши 1)н.. разу 2)н.. были в боль­шом го­ро­де ве­че­ром. Куда 3)н.. по­смот­ришь, везде ве­ли­ко­леп­ная ил­лю­ми­на­ция. Им 4)н.. могла 5)н.. за­пом­нить­ся эта по­езд­ка.

1) 1
2) 2
3) 3
4) 4
5) 5
9.  
i

Ука­жи­те слова, в суф­фик­сах ко­то­рых пи­шет­ся буква и:

1) письм..цо
2) калач..к
3) вес­нушч..тый
4) фасол..вый
5) обмен..вать­ся
10.  
i

Ука­жи­те слова, в ко­то­рых на конце пи­шет­ся ь:

1) без (тёмных) туч..
2) береч.. (здо­ро­вье)
3) (мороз) трес­куч..
4) (от­крыть) на­стеж..
5) (ока­зать) помощ..
11.  
i

За­пя­тая на месте всех про­пус­ков ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Дождь пе­ре­стал_ и с при­гор­ка стали хо­ро­шо видны и дома_ и де­ре­вья_ и ред­кие фи­гу­ры людей.
2) У Ла­ев­ско­го была при­выч­ка во время раз­го­во­ра вни­ма­тель­но осмат­ри­вать свои ро­зо­вые ла­до­ни_ и ногти_ или мять паль­ца­ми ман­же­ты.
3) Те­перь он го­во­рил не то рав­но­душ­но_ не то подчёрк­ну­то веж­ли­во_ не то бес­страст­но.
4) Он прочёл сту­ден­там три лек­ции по сти­ли­сти­ке_ и куль­ту­ре речи_ и провёл одно прак­ти­че­ское за­ня­тие.
5) Фо­кус­ни­ки_да улич­ные ак­ро­ба­ты_да сле­пые му­зы­кан­ты были моими дру­зья­ми.
12.  
i

Какие пред­ло­же­ния со­от­вет­ству­ют дан­ной схеме (учти­те, что в пред­ло­же­ни­ях знаки пре­пи­на­ния не рас­став­ле­ны)?

[... сущ., lпри­част­ный обо­рот|... ].

1) Един­ствен­ным его бо­гат­ством на­коп­лен­ным за по­след­ние три года был ве­ло­си­пед.
2) Еже­днев­но пре­сле­ду­ю­щие не­при­я­те­ля вой­ска де­ла­ли пе­ре­хо­ды по трид­цать ки­ло­мет­ров.
3) Наш сад был окружён за­бо­ром то­нув­шим в зе­ле­ни и глу­бо­кой ка­на­вой.
4) На бар­хат­ной ска­тер­ти рас­ши­той ро­за­ми ле­жа­ли тома ста­рых жур­на­лов.
5) Мой конь услы­шав гулко щёлка­ю­щее лес­ное эхо на­сто­ро­жил уши.
13.  
i

Знаки пре­пи­на­ния рас­став­ле­ны пра­виль­но в пред­ло­же­ни­ях:

1) Сон сол­дат может про­дол­жать­ся не более двух часов, по­то­му что, когда ло­ша­ди от­дох­нут, обоз дви­нет­ся даль­ше.
2) Шла она мед­лен­ной по­ход­кой че­ло­ве­ка, ко­то­рый очень устал или ко­то­рый глу- боко за­ду­мал­ся.
3) Наша жизнь про­хо­дит в стрем­ле­нии к тому, чего у нас нет и в со­жа­ле­нии о том, чего у нас боль­ше не будет.
4) Осо­бен­но мне нра­вит­ся ноч­ное пение со­ло­вья, когда над го­ло­вой сияют звёзды и во­круг всё при­мол­ка­ет.
5) Ва­нюш­ка протёр ку­лач­ком глаза, по­пла­кал и, видя что к нему никто не идёт, сам по­ко­вы­лял к дому.
14.  
i

Тире на месте про­пус­ка обя­за­тель­но ста­вит­ся в пред­ло­же­ни­ях:

1) Его ис­кус­ство _ бес­смерт­но и не­по­сти­жи­мо.
2) По­рос­шие тра­вой за­ли­вы _ лю­би­мое место оби­та­ния ка­ра­ся.
3) Книга _ одно из средств ма­те­ри­а­ли­за­ции че­ло­ве­че­ской мысли.
4) Всё во­круг: двор, пруд, мо­ло­дой голый бе­рез­няк, боль­шое поле с толь­ко что вы­пав­шим сне­гом _ вы­гля­де­ло по-осен­не­му не­уют­но, без­жиз­нен­но и скуч­но.
5) Его ответ _ как гром среди яс­но­го неба.
15.  
i

Ука­жи­те пред­ло­же­ния, ко­то­рые ослож­не­ны ввод­ным сло­вом (учти­те, что внут­ри пред­ло­же­ний от­сут­ству­ют знаки пре­пи­на­ния):

1) Ра­зу­ме­ет­ся их пер­вые спек­так­ли были очень на­ив­ны­ми.
2) По­жа­луй са­мы­ми за­мет­ны­ми жи­те­ля­ми посёлка были мест­ные ху­ли­га­ни­стые маль­чиш­ки.
3) Время после обеда как будто бы оста­но­ви­лось.
4) Отец уж верно там.
5) Ветер од­на­ко се­год­ня не со­всем был по­пут­ный.
16.  
i

Вер­ны­ми яв­ля­ют­ся утвер­жде­ния:

1) В пред­ло­же­нии Он готов в се­ре­ди­не де­каб­ря вер­нуть­ся в род­ной город со­став­ное гла­голь­ное ска­зу­е­мое.
2) В пред­ло­же­нии Са­ни­тар Нефёдов помог жен­щи­не дойти до па­ла­ты вы­де­лен­ное слово вы­пол­ня­ет функ­цию под­ле­жа­ще­го.
3) Обе гла­голь­ные формы едут, за­хо­те­ли могут упо­треб­лять­ся в ка­че­стве ска­зу­е­мо­го не­опре­делённо-лич­но­го пред­ло­же­ния.
4) Пред­ло­же­ние Где от­ды­ха­ешь, при­я­тель? яв­ля­ет­ся од­но­со­став­ным, рас­про­странённым.
5) Пред­ло­же­ние Пу­стын­ная река стала живым, не умол­ка­ю­щим весь год путём ослож­не­но обособ­лен­ным опре­де­ле­ни­ем.
17.  
i

(1)  Это про­изо­шло на па­лу­бе дач­но­го па­ро­хо­да, под­го­ня­е­мо­го ве­тер­ком к зелёным бе­ре­гам Пе­тер­го­фа.

(2)  Сер­гей Есе­нин, не­дав­но вер­нув­ший­ся из-за гра­ни­цы, за­го­ре­лый, с расстёгну­тым во­ро­том белой ру­баш­ки, весёлый, не­при­выч­но оживлённый, при­сло­нясь к борту, без­оста­но­воч­но читал свои стихи. (3)  В этот вечер Сер­гей Есе­нин был осо­бен­но в ударе: стихи зву­ча­ли так, слов­но поэт бро­сал кому-то вызов мо­ло­до­сти и силы. (4)  И все, кто на­хо­дил­ся на па­лу­бе, не могли ото­рвать от него глаз.

(5)  Но осо­бен­но по­ра­зи­ло меня то, как Алек­сей Тол­стой ре­а­ги­ро­вал на стихи мо­ло­до­го поэта. (6)  Ранее рас­се­ян­ный и не­сколь­ко апа­тич­ный, груз­но си­дев­ший на па­луб­ной ска­мье, сей­час он весь был полон вни­ма­ния и даже по­дал­ся вперёд всем своим телом. (7)  Паль­цы всё силь­нее и ве­се­лее от­би­ва­ли такт на пра­вом ко­ле­не.

(8)  Вдруг Тол­стой резко сдви­нул на за­ты­лок шляпу и стёр со лба вы­сту­пив­ший пот. (9)  Потом встал, груз­но шаг­нул к Сер­гею Есе­ни­ну и ши­ро­ким же­стом трях­нул его за плечи. (10)  Ши­ро­кая улыб­ка оза­ри­ла мя­си­стое, глад­ко вы­бри­тое лицо Алек­сея Тол­сто­го.

(11)  — Вот это стихи!  — взвол­но­ва(н/нн)о про­изнёс Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич. (12)  Он креп­ко обнял не­сколь­ко смущённого и рас­тер..нного мо­ло­до­го поэта и три­жды по­це­ло­вал.

Про­чи­тай­те текст и опре­де­ли­те, какие из пе­ре­чис­лен­ных ниже под­тем нашли от­ра­же­ние в тек­сте:

1) Пред­чув­ствие грозы.
2) Чте­ние сти­хов Сер­ге­ем Есе­ни­ным.
3) Ре­ак­ция Алек­сея Тол­сто­го на стихи Сер­гея Есе­ни­на.
4) Спор о по­э­зии.
5) Отзыв Алек­сея Тол­сто­го о сти­хах Сер­гея Есе­ни­на.
18.  
i

(1)  Это про­изо­шло на па­лу­бе дач­но­го па­ро­хо­да, под­го­ня­е­мо­го ве­тер­ком к зелёным бе­ре­гам Пе­тер­го­фа.

(2)  Сер­гей Есе­нин, не­дав­но вер­нув­ший­ся из-за гра­ни­цы, за­го­ре­лый, с расстёгну­тым во­ро­том белой ру­баш­ки, весёлый, не­при­выч­но оживлённый, при­сло­нясь к борту, без­оста­но­воч­но читал свои стихи. (3)  В этот вечер Сер­гей Есе­нин был осо­бен­но в ударе: стихи зву­ча­ли так, слов­но поэт бро­сал кому-то вызов мо­ло­до­сти и силы. (4)  И все, кто на­хо­дил­ся на па­лу­бе, не могли ото­рвать от него глаз.

(5)  Но осо­бен­но по­ра­зи­ло меня то, как Алек­сей Тол­стой ре­а­ги­ро­вал на стихи мо­ло­до­го поэта. (6)  Ранее рас­се­ян­ный и не­сколь­ко апа­тич­ный, груз­но си­дев­ший на па­луб­ной ска­мье, сей­час он весь был полон вни­ма­ния и даже по­дал­ся вперёд всем своим телом. (7)  Паль­цы всё силь­нее и ве­се­лее от­би­ва­ли такт на пра­вом ко­ле­не.

(8)  Вдруг Тол­стой резко сдви­нул на за­ты­лок шляпу и стёр со лба вы­сту­пив­ший пот. (9)  Потом встал, груз­но шаг­нул к Сер­гею Есе­ни­ну и ши­ро­ким же­стом трях­нул его за плечи. (10)  Ши­ро­кая улыб­ка оза­ри­ла мя­си­стое, глад­ко вы­бри­тое лицо Алек­сея Тол­сто­го.

(11)  — Вот это стихи!  — взвол­но­ва(н/нн)о про­изнёс Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич. (12)  Он креп­ко обнял не­сколь­ко смущённого и рас­тер..нного мо­ло­до­го поэта и три­жды по­це­ло­вал.

Ука­жи­те, какие из при­ведённых ха­рак­те­ри­стик со­от­вет­ству­ют дан­но­му тек­сту:

1) на­уч­ный стиль речи
2) в пред­ло­же­ни­ях 2−4 пред­став­лен тип речи рас­суж­де­ние
3) в пред­ло­же­ни­ях 8−12 пред­став­лен тип речи по­вест­во­ва­ние
4) за­да­ча речи  — рас­ска­зать о при­бы­тии Сер­гея Есе­ни­на на ро­ди­ну
5) за­да­ча речи  — рас­ска­зать о том, как Сер­гей Есе­нин читал на па­лу­бе па­ро­хо­да стихи и какое впе­чат­ле­ние это про­из­ве­ло на Алек­сея Тол­сто­го
19.  
i

В при­ведённом ниже пред­ло­же­нии до­пу­ще­на ор­фо­гра­фи­че­ская ошиб­ка. Най­ди­те слово с ошиб­кой и за­пи­ши­те его в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

 

День ху­дож­ни­ка был пре­дель­но раз­ме­рен: он вста­вал на рас­све­те и вско­ре после зав­тра­ка са­дил­ся за ра­бо­ту, писал до обеда, потом со­вер­шал не­боль­шую про­гул­ку, раз­го­ва­ри­вал с мес­ны­ми жи­те­ля­ми, рас­спра­ши­вал их о жизни, об ин­те­рес­ных про­ис­ше­стви­ях.

20.  
i

Опре­де­ли­те, от каких ча­стей речи об­ра­зо­ва­ны слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  на­чи­сто

Б)  лгу­нья

В)  за­го­ре­лый

Г)  сплош­ной

1)  от су­ще­стви­тель­но­го

2)  от при­ла­га­тель­но­го

3)  от ме­сто­име­ния

4)  от на­ре­чия

5)  от гла­го­ла

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

21.  
i

Опре­де­ли­те лек­си­че­ское зна­че­ние слов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A.  скольз­кая (до­ро­га) — скольз­кая (мысль)

Б.  аб­стракт­ное (по­ня­тие) — от­влечённое (по­ня­тие)

B.  за­жи­гать (свечу) — ту­шить (свечу)

Г.  клуб (пу­те­ше­ствен­ни­ков) — клуб (пыли)

1.  ан­то­ни­мы

2.  си­но­ни­мы

3.  омо­ни­мы

4.  мно­го­знач­ное слово

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

22.  
i

Опре­де­ли­те, сколь­ко н пи­шет­ся на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Лиза чи­та­ла раз­ме­ре..о и как-то даже рав­но­душ­но.

Б)  Поле было силь­но вы­су­ше..о солн­цем.

В)  Шоссе пусты..о, и мы едем быст­ро.

Г)  У сы­то­го котёнка масле..о бле­стят глаз­ки.

1)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме стра­да­тель­но­го при­ча­стия.

2)  Одна буква н пи­шет­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го с одной бук­вой н.

3)  Две буквы н пи­шут­ся в на­ре­чии, об­ра­зо­ван­ном от при­ла­га­тель­но­го (или при­ча­стия) с двумя бук­ва­ми н.

4)  Две буквы н пи­шут­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го пи­шет­ся с двумя бук­ва­ми н.

5)  Одна буква н пи­шет­ся в крат­кой форме при­ла­га­тель­но­го, пол­ная форма ко­то­ро­го пи­шет­ся с одной бук­вой н.

Ответ за­пи­ши­те в виде со­че­та­ния букв и цифр, со­блю­дая ал­фа­вит­ную по­сле­до­ва­тель­ность букв ле­во­го столб­ца. На­при­мер: А1Б1В4Г2.

23.  
i

Опре­де­ли­те, слит­но или раз­дель­но пи­шут­ся вы­де­лен­ные в пред­ло­же­ни­ях слова, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

A.  Он рва­нул­ся (в)высь, как жа­во­ро­нок.

Б.  Она хо­те­ла, что(бы) её сын вырос об­ра­зо­ван­ным и вос­пи­тан­ным че­ло­ве­ком.

B.  (В)след­ствие не­пред­ви­ден­ной оста­нов­ки в пути, мы при­бы­ли к месту на­зна­че­ния с боль­шим опоз­да­ни­ем.

Г.  (За)чем пойдёшь, то и найдёшь.

1.  Вы­де­лен­ное слово пи­шет­ся слит­но, так как яв­ля­ет­ся со­ю­зом.

2.  Вы­де­лен­ные слова пи­шут­ся раз­дель­но, так как пред­став­ля­ют собой со­че­та­ние на­ре­чия с ча­сти­цей.

3.  Вы­де­лен­ные слова пи­шут­ся раз­дель­но, так как пред­став­ля­ют собой со­че­та­ние су­ще­стви­тель­но­го с пред­ло­гом.

4.  Вы­де­лен­ное слово пи­шет­ся слит­но, так как яв­ля­ет­ся на­ре­чи­ем с про­стран­ствен­ным или вре­мен­ным зна­че­ни­ем.

5.  Вы­де­лен­ное слово пи­шет­ся слит­но, так как яв­ля­ет­ся пред­ло­гом.

6.  Вы­де­лен­ные слова пи­шут­ся раз­дель­но, так как пред­став­ля­ют собой со­че­та­ние ме­сто­име­ния с ча­сти­цей.

7.  Вы­де­лен­ные слова пи­шут­ся раз­дель­но, так как пред­став­ля­ют собой со­че­та­ние ме­сто­име­ния с пред­ло­гом.

24.  
i

Опре­де­ли­те мор­фо­ло­ги­че­ские при­зна­ки гла­го­лов и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А.  по­тер­пел бы

Б.  вспа­ши́те

В.  до­бе­жит

Г.  за­хру­стеть

1.  I спря­же­ние, в форме бу­ду­ще­го вре­ме­ни

2.  II спря­же­ние, в форме бу­ду­ще­го вре­ме­ни

3.  II спря­же­ние, в форме про­шед­ше­го вре­ме­ни

4.  раз­но­спря­га­е­мый, в форме бу­ду­ще­го вре­ме­ни

5.  I спря­же­ние, зна­че­ние вре­ме­ни не опре­де­ля­ет­ся

6.  II спря­же­ние, зна­че­ние вре­ме­ни не опре­де­ля­ет­ся

25.  
i

В сло­во­со­че­та­ни­ях най­ди­те слово, в ко­то­ром на месте про­пус­ка пи­шет­ся буква И. За­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву.

В моём че­мо­дан..; во внут­ренн..м дво­ри­ке; книж­ные стра­ниц..; один узе­лоч..к; сверх..нте­рес­ный фильм.

26.  
i

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях слово с ор­фо­гра­фи­че­ской ошиб­кой и за­пи­ши­те его в ис­прав­лен­ном виде (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но).

Снова осень. Сколь­ко ярких кра­сок по­яви­лось в при­ро­де! Скоро земля будет устла­на мяг­ким пёстрым ков­ром из ли­стьев. Пер­вые ок­тябр­ские за­мо­роз­ки. Лужи по­кры­ва­ют­ся хруп­ким лед­ком. Уже нет ле­та­ю­щей па­у­ти­ны, не так ярко све­тит по­лу­ден­ное солн­це, а небо всё чаще за­во­ла­ки­ва­ет бес­про­свет­ны­ми свин­цо­вы­ми ту­ча­ми.

27.  
i

Ука­жи­те но­ме­ра про­пус­ков, на месте ко­то­рых нужно по­ста­вить за­пя­тую. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми в по­ряд­ке воз­рас­та­ния.

Ма­ли­нов­ка1)_ про­ле­тав­шая над то­по­лем2)_ за­це­пи­ла ветку сво­и­ми тон­ки­ми3)_ как хруп­кое стек­ло4)_ кры­лья­ми, и5)_ когда ветка за­ка­ча­лась, то с де­ре­ва по­сы­пал­ся пух.

28.  
i

Опре­де­ли­те, в каких пред­ло­же­ни­ях на­ру­ше­ны син­так­си­че­ские нормы. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер, 1245.

1)  Он шёл по за­рос­шей ве­ре­ском тро­пин­ке.

2)  По при­ез­де в род­ное село я на­ве­стил ста­рых дру­зей.

3)  Ве­че­ром к отцу пришёл дядя Фёдор, при­е­хав­ший в от­пуск и ко­то­рый жил те­перь в дру­гом го­ро­де.

4)  Он знает и не со­мне­ва­ет­ся в ре­ше­нии за­да­чи.

5)  Взо­брав­шись на крышу сарая, весь наш уча­сток хо­ро­шо про­смат­ри­вал­ся.

29.  
i

Рас­крой­те скоб­ки. Опре­де­ли­те, какое слово долж­но сто­ять на месте про­пус­ка, и уста­но­ви­те со­от­вет­ствие между столб­ца­ми таб­ли­цы:

А)  Че­ло­ве­ку нужно не три ар­ши­на земли, не усадь­ба, а весь (...) шар, вся при­ро­да.

Б)  Вслед­ствие не­по­силь­ной ра­бо­ты и пло­хо­го пи­та­ния прач­ка часто бо­ле­ла и имела (...) цвет лица.

В.  Боль­шой (...) уча­сток вы­де­лен для стро­и­тель­ства дет­ской боль­ни­цы.

Г)  Как рас­счи­ты­ва­ет­ся (...) налог в этом году?

1)  зем­ной

2)  зе­мель­ный

3)  зем­ли­стый

30.  
i

(1) Лек­си­ка  — это сло­вар­ный запас языка. (2) Цен­траль­ную, ядер­ную, часть лек­си­ки со­став­ля­ют слова, ак­ту­аль­ные для со­вре­мен­ных но­си­те­лей рус­ско­го языка, и пре­жде всего об­ще­упо­тре­би­тель­ные слова.

(3) Это слова, по­нят­ные всем го­во­ря­щим на рус­ском языке и не­об­хо­ди­мые для их по­все­днев­но­го об­ще­ния, не­за­ви­си­мо от их за­ня­тий, про­фес­сии, места жи­тель­ства, со­ци­аль­ной при­над­леж­но­сти, воз­рас­та и т. д.

(4) Они об­ра­зу­ют ак­тив­ную лек­си­ку. (5) Это, на­при­мер: че­ло­век, го­ло­ва, учить, есть, свет­лый, умный.

(6) На фоне ак­тив­ной лек­си­ки вы­де­ля­ет­ся пас­сив­ная лек­си­ка.

(7) В неё вхо­дят слова, редко упо­треб­ля­ю­щи­е­ся в по­все­днев­ном об­ще­нии и не все­гда по­нят­ные самим но­си­те­лям языка. (8) Это слова, уже не­ак­ту­аль­ные в про­цес­се об­ще­ния (уста­рев­шие слова), или, на­о­бо­рот, новые слова, не­дав­но по­явив­ши­е­ся и ещё не став­шие при­выч­ны­ми, ак­ту­аль­ны­ми, окон­ча­тель­но не во­шед­шие в общее упо­треб­ле­ние (нео­ло­гиз­мы).

(9) Гра­ни­цы между ак­тив­ной и пас­сив­ной лек­си­кой ха­рак­те­ри­зу­ют­ся по­движ­но­стью, из­мен­чи­во­стью. (10) Это зна­чит, что воз­мо­жен пе­ре­ход из одной груп­пы в дру­гую. (11) К пас­сив­ной лек­си­ке в на­сто­я­щее время от­но­сят слова «гусар», «го­ро­до­вой», «ден­щик» и др., ко­то­рые ранее при­над­ле­жа­ли к ак­тив­ной лек­си­ке; в ак­тив­ную же лек­си­ку сей­час вхо­дят слова «гим­на­зия», «гим­на­зист» и др., ранее при­над­ле­жав­шие к пас­сив­ной лек­си­ке.

От гла­го­ла, вы­де­лен­но­го в 6-м пред­ло­же­нии тек­ста из за­да­ния В1, об­ра­зуй­те дей­стви­тель­ное при­ча­стие на­сто­я­ще­го вре­ме­ни и за­пи­ши­те его в на­чаль­ной форме.

31.  
i

(1) Лек­си­ка  — это сло­вар­ный запас языка. (2) Цен­траль­ную, ядер­ную, часть лек­си­ки со­став­ля­ют слова, ак­ту­аль­ные для со­вре­мен­ных но­си­те­лей рус­ско­го языка, и пре­жде всего об­ще­упо­тре­би­тель­ные слова.

(3) Это слова, по­нят­ные всем го­во­ря­щим на рус­ском языке и не­об­хо­ди­мые для их по­все­днев­но­го об­ще­ния, не­за­ви­си­мо от их за­ня­тий, про­фес­сии, места жи­тель­ства, со­ци­аль­ной при­над­леж­но­сти, воз­рас­та и т. д.

(4) Они об­ра­зу­ют ак­тив­ную лек­си­ку. (5) Это, на­при­мер: че­ло­век, го­ло­ва, учить, есть, свет­лый, умный.

(6) На фоне ак­тив­ной лек­си­ки вы­де­ля­ет­ся пас­сив­ная лек­си­ка.

(7) В неё вхо­дят слова, редко упо­треб­ля­ю­щи­е­ся в по­все­днев­ном об­ще­нии и не все­гда по­нят­ные самим но­си­те­лям языка. (8) Это слова, уже не­ак­ту­аль­ные в про­цес­се об­ще­ния (уста­рев­шие слова), или, на­о­бо­рот, новые слова, не­дав­но по­явив­ши­е­ся и ещё не став­шие при­выч­ны­ми, ак­ту­аль­ны­ми, окон­ча­тель­но не во­шед­шие в общее упо­треб­ле­ние (нео­ло­гиз­мы).

(9) Гра­ни­цы между ак­тив­ной и пас­сив­ной лек­си­кой ха­рак­те­ри­зу­ют­ся по­движ­но­стью, из­мен­чи­во­стью. (10) Это зна­чит, что воз­мо­жен пе­ре­ход из одной груп­пы в дру­гую. (11) К пас­сив­ной лек­си­ке в на­сто­я­щее время от­но­сят слова «гусар», «го­ро­до­вой», «ден­щик» и др., ко­то­рые ранее при­над­ле­жа­ли к ак­тив­ной лек­си­ке; в ак­тив­ную же лек­си­ку сей­час вхо­дят слова «гим­на­зия», «гим­на­зист» и др., ранее при­над­ле­жав­шие к пас­сив­ной лек­си­ке.

Опре­де­ли­те тип 11-го пред­ло­же­ния тек­ста из за­да­ния В1:

1)  слож­но­со­чинённое;

2)  слож­но­под­чинённое;

3)  бес­со­юз­ное слож­ное;

4)  слож­ное с под­чи­ни­тель­ной и со­чи­ни­тель­ной свя­зью;

5)  слож­ное с под­чи­ни­тель­ной и бес­со­юз­ной свя­зью.

32.  
i

(1)  Это про­изо­шло на па­лу­бе дач­но­го па­ро­хо­да, под­го­ня­е­мо­го ве­тер­ком к зелёным бе­ре­гам Пе­тер­го­фа.

(2)  Сер­гей Есе­нин, не­дав­но вер­нув­ший­ся из-за гра­ни­цы, за­го­ре­лый, с расстёгну­тым во­ро­том белой ру­баш­ки, весёлый, не­при­выч­но оживлённый, при­сло­нясь к борту, без­оста­но­воч­но читал свои стихи. (3)  В этот вечер Сер­гей Есе­нин был осо­бен­но в ударе: стихи зву­ча­ли так, слов­но поэт бро­сал кому-то вызов мо­ло­до­сти и силы. (4)  И все, кто на­хо­дил­ся на па­лу­бе, не могли ото­рвать от него глаз.

(5)  Но осо­бен­но по­ра­зи­ло меня то, как Алек­сей Тол­стой ре­а­ги­ро­вал на стихи мо­ло­до­го поэта. (6)  Ранее рас­се­ян­ный и не­сколь­ко апа­тич­ный, груз­но си­дев­ший на па­луб­ной ска­мье, сей­час он весь был полон вни­ма­ния и даже по­дал­ся вперёд всем своим телом. (7)  Паль­цы всё силь­нее и ве­се­лее от­би­ва­ли такт на пра­вом ко­ле­не.

(8)  Вдруг Тол­стой резко сдви­нул на за­ты­лок шляпу и стёр со лба вы­сту­пив­ший пот. (9)  Потом встал, груз­но шаг­нул к Сер­гею Есе­ни­ну и ши­ро­ким же­стом трях­нул его за плечи. (10)  Ши­ро­кая улыб­ка оза­ри­ла мя­си­стое, глад­ко вы­бри­тое лицо Алек­сея Тол­сто­го.

(11)  — Вот это стихи!  — взвол­но­ва(н/нн)о про­изнёс Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич. (12)  Он креп­ко обнял не­сколь­ко смущённого и рас­тер..нного мо­ло­до­го поэта и три­жды по­це­ло­вал.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 5−7 слово, упо­треблённое в зна­че­нии «не уме­ю­щий со­сре­до­то­чить­ся, не­со­бран­ный». За­пи­ши­те это слово в той форме, в ко­то­рой оно ис­поль­зо­ва­но в тек­сте.

33.  
i

(1)  Это про­изо­шло на па­лу­бе дач­но­го па­ро­хо­да, под­го­ня­е­мо­го ве­тер­ком к зелёным бе­ре­гам Пе­тер­го­фа.

(2)  Сер­гей Есе­нин, не­дав­но вер­нув­ший­ся из-за гра­ни­цы, за­го­ре­лый, с расстёгну­тым во­ро­том белой ру­баш­ки, весёлый, не­при­выч­но оживлённый, при­сло­нясь к борту, без­оста­но­воч­но читал свои стихи. (3)  В этот вечер Сер­гей Есе­нин был осо­бен­но в ударе: стихи зву­ча­ли так, слов­но поэт бро­сал кому-то вызов мо­ло­до­сти и силы. (4)  И все, кто на­хо­дил­ся на па­лу­бе, не могли ото­рвать от него глаз.

(5)  Но осо­бен­но по­ра­зи­ло меня то, как Алек­сей Тол­стой ре­а­ги­ро­вал на стихи мо­ло­до­го поэта. (6)  Ранее рас­се­ян­ный и не­сколь­ко апа­тич­ный, груз­но си­дев­ший на па­луб­ной ска­мье, сей­час он весь был полон вни­ма­ния и даже по­дал­ся вперёд всем своим телом. (7)  Паль­цы всё силь­нее и ве­се­лее от­би­ва­ли такт на пра­вом ко­ле­не.

(8)  Вдруг Тол­стой резко сдви­нул на за­ты­лок шляпу и стёр со лба вы­сту­пив­ший пот. (9)  Потом встал, груз­но шаг­нул к Сер­гею Есе­ни­ну и ши­ро­ким же­стом трях­нул его за плечи. (10)  Ши­ро­кая улыб­ка оза­ри­ла мя­си­стое, глад­ко вы­бри­тое лицо Алек­сея Тол­сто­го.

(11)  — Вот это стихи!  — взвол­но­ва(н/нн)о про­изнёс Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич. (12)  Он креп­ко обнял не­сколь­ко смущённого и рас­тер..нного мо­ло­до­го поэта и три­жды по­це­ло­вал.

Най­ди­те в пред­ло­же­ни­ях 2−3 ан­то­ним к слову «ста­рость». За­пи­ши­те это слово (ан­то­ним) в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

34.  
i

(1)  Это про­изо­шло на па­лу­бе дач­но­го па­ро­хо­да, под­го­ня­е­мо­го ве­тер­ком к зелёным бе­ре­гам Пе­тер­го­фа.

(2)  Сер­гей Есе­нин, не­дав­но вер­нув­ший­ся из-за гра­ни­цы, за­го­ре­лый, с расстёгну­тым во­ро­том белой ру­баш­ки, весёлый, не­при­выч­но оживлённый, при­сло­нясь к борту, без­оста­но­воч­но читал свои стихи. (3)  В этот вечер Сер­гей Есе­нин был осо­бен­но в ударе: стихи зву­ча­ли так, слов­но поэт бро­сал кому-то вызов мо­ло­до­сти и силы. (4)  И все, кто на­хо­дил­ся на па­лу­бе, не могли ото­рвать от него глаз.

(5)  Но осо­бен­но по­ра­зи­ло меня то, как Алек­сей Тол­стой ре­а­ги­ро­вал на стихи мо­ло­до­го поэта. (6)  Ранее рас­се­ян­ный и не­сколь­ко апа­тич­ный, груз­но си­дев­ший на па­луб­ной ска­мье, сей­час он весь был полон вни­ма­ния и даже по­дал­ся вперёд всем своим телом. (7)  Паль­цы всё силь­нее и ве­се­лее от­би­ва­ли такт на пра­вом ко­ле­не.

(8)  Вдруг Тол­стой резко сдви­нул на за­ты­лок шляпу и стёр со лба вы­сту­пив­ший пот. (9)  Потом встал, груз­но шаг­нул к Сер­гею Есе­ни­ну и ши­ро­ким же­стом трях­нул его за плечи. (10)  Ши­ро­кая улыб­ка оза­ри­ла мя­си­стое, глад­ко вы­бри­тое лицо Алек­сея Тол­сто­го.

(11)  — Вот это стихи!  — взвол­но­ва(н/нн)о про­изнёс Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич. (12)  Он креп­ко обнял не­сколь­ко смущённого и рас­тер..нного мо­ло­до­го поэта и три­жды по­це­ло­вал.

В слове, вы­де­лен­ном в 12-м пред­ло­же­нии тек­ста, про­пу­ще­на буква. За­пи­ши­те это слово, вста­вив про­пу­щен­ную букву (в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте).

35.  
i

(1)  Это про­изо­шло на па­лу­бе дач­но­го па­ро­хо­да, под­го­ня­е­мо­го ве­тер­ком к зелёным бе­ре­гам Пе­тер­го­фа.

(2)  Сер­гей Есе­нин, не­дав­но вер­нув­ший­ся из-за гра­ни­цы, за­го­ре­лый, с расстёгну­тым во­ро­том белой ру­баш­ки, весёлый, не­при­выч­но оживлённый, при­сло­нясь к борту, без­оста­но­воч­но читал свои стихи. (3)  В этот вечер Сер­гей Есе­нин был осо­бен­но в ударе: стихи зву­ча­ли так, слов­но поэт бро­сал кому-то вызов мо­ло­до­сти и силы. (4)  И все, кто на­хо­дил­ся на па­лу­бе, не могли ото­рвать от него глаз.

(5)  Но осо­бен­но по­ра­зи­ло меня то, как Алек­сей Тол­стой ре­а­ги­ро­вал на стихи мо­ло­до­го поэта. (6)  Ранее рас­се­ян­ный и не­сколь­ко апа­тич­ный, груз­но си­дев­ший на па­луб­ной ска­мье, сей­час он весь был полон вни­ма­ния и даже по­дал­ся вперёд всем своим телом. (7)  Паль­цы всё силь­нее и ве­се­лее от­би­ва­ли такт на пра­вом ко­ле­не.

(8)  Вдруг Тол­стой резко сдви­нул на за­ты­лок шляпу и стёр со лба вы­сту­пив­ший пот. (9)  Потом встал, груз­но шаг­нул к Сер­гею Есе­ни­ну и ши­ро­ким же­стом трях­нул его за плечи. (10)  Ши­ро­кая улыб­ка оза­ри­ла мя­си­стое, глад­ко вы­бри­тое лицо Алек­сея Тол­сто­го.

(11)  — Вот это стихи!  — взвол­но­ва(н/нн)о про­изнёс Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич. (12)  Он креп­ко обнял не­сколь­ко смущённого и рас­тер..нного мо­ло­до­го поэта и три­жды по­це­ло­вал.

Опре­де­ли­те, сколь­ко Н пи­шет­ся в слове, вы­де­лен­ном в 11-м пред­ло­же­нии тек­ста. Рас­крой­те скоб­ки и за­пи­ши­те это слово пра­виль­но.

36.  
i

(1)  Это про­изо­шло на па­лу­бе дач­но­го па­ро­хо­да, под­го­ня­е­мо­го ве­тер­ком к зелёным бе­ре­гам Пе­тер­го­фа.

(2)  Сер­гей Есе­нин, не­дав­но вер­нув­ший­ся из-за гра­ни­цы, за­го­ре­лый, с расстёгну­тым во­ро­том белой ру­баш­ки, весёлый, не­при­выч­но оживлённый, при­сло­нясь к борту, без­оста­но­воч­но читал свои стихи. (3)  В этот вечер Сер­гей Есе­нин был осо­бен­но в ударе: стихи зву­ча­ли так, слов­но поэт бро­сал кому-то вызов мо­ло­до­сти и силы. (4)  И все, кто на­хо­дил­ся на па­лу­бе, не могли ото­рвать от него глаз.

(5)  Но осо­бен­но по­ра­зи­ло меня то, как Алек­сей Тол­стой ре­а­ги­ро­вал на стихи мо­ло­до­го поэта. (6)  Ранее рас­се­ян­ный и не­сколь­ко апа­тич­ный, груз­но си­дев­ший на па­луб­ной ска­мье, сей­час он весь был полон вни­ма­ния и даже по­дал­ся вперёд всем своим телом. (7)  Паль­цы всё силь­нее и ве­се­лее от­би­ва­ли такт на пра­вом ко­ле­не.

(8)  Вдруг Тол­стой резко сдви­нул на за­ты­лок шляпу и стёр со лба вы­сту­пив­ший пот. (9)  Потом встал, груз­но шаг­нул к Сер­гею Есе­ни­ну и ши­ро­ким же­стом трях­нул его за плечи. (10)  Ши­ро­кая улыб­ка оза­ри­ла мя­си­стое, глад­ко вы­бри­тое лицо Алек­сея Тол­сто­го.

(11)  — Вот это стихи!  — взвол­но­ва(н/нн)о про­изнёс Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич. (12)  Он креп­ко обнял не­сколь­ко смущённого и рас­тер..нного мо­ло­до­го поэта и три­жды по­це­ло­вал.

Най­ди­те в 10-м пред­ло­же­нии тек­ста слово, в ко­то­ром все со­глас­ные звуки звон­кие. За­пи­ши­те это слово в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.

37.  
i

(1)  Это про­изо­шло на па­лу­бе дач­но­го па­ро­хо­да, под­го­ня­е­мо­го ве­тер­ком к зелёным бе­ре­гам Пе­тер­го­фа.

(2)  Сер­гей Есе­нин, не­дав­но вер­нув­ший­ся из-за гра­ни­цы, за­го­ре­лый, с расстёгну­тым во­ро­том белой ру­баш­ки, весёлый, не­при­выч­но оживлённый, при­сло­нясь к борту, без­оста­но­воч­но читал свои стихи. (3)  В этот вечер Сер­гей Есе­нин был осо­бен­но в ударе: стихи зву­ча­ли так, слов­но поэт бро­сал кому-то вызов мо­ло­до­сти и силы. (4)  И все, кто на­хо­дил­ся на па­лу­бе, не могли ото­рвать от него глаз.

(5)  Но осо­бен­но по­ра­зи­ло меня то, как Алек­сей Тол­стой ре­а­ги­ро­вал на стихи мо­ло­до­го поэта. (6)  Ранее рас­се­ян­ный и не­сколь­ко апа­тич­ный, груз­но си­дев­ший на па­луб­ной ска­мье, сей­час он весь был полон вни­ма­ния и даже по­дал­ся вперёд всем своим телом. (7)  Паль­цы всё силь­нее и ве­се­лее от­би­ва­ли такт на пра­вом ко­ле­не.

(8)  Вдруг Тол­стой резко сдви­нул на за­ты­лок шляпу и стёр со лба вы­сту­пив­ший пот. (9)  Потом встал, груз­но шаг­нул к Сер­гею Есе­ни­ну и ши­ро­ким же­стом трях­нул его за плечи. (10)  Ши­ро­кая улыб­ка оза­ри­ла мя­си­стое, глад­ко вы­бри­тое лицо Алек­сея Тол­сто­го.

(11)  — Вот это стихи!  — взвол­но­ва(н/нн)о про­изнёс Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич. (12)  Он креп­ко обнял не­сколь­ко смущённого и рас­тер..нного мо­ло­до­го поэта и три­жды по­це­ло­вал.

Най­ди­те в 7-м пред­ло­же­нии тек­ста слово, стро­е­ние ко­то­ро­го со­от­вет­ству­ет схеме: ко­рень + суф­фикс + суф­фикс. За­пи­ши­те это слово.

38.  
i

(1)  Это про­изо­шло на па­лу­бе дач­но­го па­ро­хо­да, под­го­ня­е­мо­го ве­тер­ком к зелёным бе­ре­гам Пе­тер­го­фа.

(2)  Сер­гей Есе­нин, не­дав­но вер­нув­ший­ся из-за гра­ни­цы, за­го­ре­лый, с расстёгну­тым во­ро­том белой ру­баш­ки, весёлый, не­при­выч­но оживлённый, при­сло­нясь к борту, без­оста­но­воч­но читал свои стихи. (3)  В этот вечер Сер­гей Есе­нин был осо­бен­но в ударе: стихи зву­ча­ли так, слов­но поэт бро­сал кому-то вызов мо­ло­до­сти и силы. (4)  И все, кто на­хо­дил­ся на па­лу­бе, не могли ото­рвать от него глаз.

(5)  Но осо­бен­но по­ра­зи­ло меня то, как Алек­сей Тол­стой ре­а­ги­ро­вал на стихи мо­ло­до­го поэта. (6)  Ранее рас­се­ян­ный и не­сколь­ко апа­тич­ный, груз­но си­дев­ший на па­луб­ной ска­мье, сей­час он весь был полон вни­ма­ния и даже по­дал­ся вперёд всем своим телом. (7)  Паль­цы всё силь­нее и ве­се­лее от­би­ва­ли такт на пра­вом ко­ле­не.

(8)  Вдруг Тол­стой резко сдви­нул на за­ты­лок шляпу и стёр со лба вы­сту­пив­ший пот. (9)  Потом встал, груз­но шаг­нул к Сер­гею Есе­ни­ну и ши­ро­ким же­стом трях­нул его за плечи. (10)  Ши­ро­кая улыб­ка оза­ри­ла мя­си­стое, глад­ко вы­бри­тое лицо Алек­сея Тол­сто­го.

(11)  — Вот это стихи!  — взвол­но­ва(н/нн)о про­изнёс Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич. (12)  Он креп­ко обнял не­сколь­ко смущённого и рас­тер..нного мо­ло­до­го поэта и три­жды по­це­ло­вал.

Най­ди­те в 1-м пред­ло­же­нии тек­ста ка­че­ствен­ное при­ла­га­тель­ное и опре­де­ли­те его на­чаль­ную форму. За­пи­ши­те её (на­чаль­ную форму).

39.  
i

(1)  Это про­изо­шло на па­лу­бе дач­но­го па­ро­хо­да, под­го­ня­е­мо­го ве­тер­ком к зелёным бе­ре­гам Пе­тер­го­фа.

(2)  Сер­гей Есе­нин, не­дав­но вер­нув­ший­ся из-за гра­ни­цы, за­го­ре­лый, с расстёгну­тым во­ро­том белой ру­баш­ки, весёлый, не­при­выч­но оживлённый, при­сло­нясь к борту, без­оста­но­воч­но читал свои стихи. (3)  В этот вечер Сер­гей Есе­нин был осо­бен­но в ударе: стихи зву­ча­ли так, слов­но поэт бро­сал кому-то вызов мо­ло­до­сти и силы. (4)  И все, кто на­хо­дил­ся на па­лу­бе, не могли ото­рвать от него глаз.

(5)  Но осо­бен­но по­ра­зи­ло меня то, как Алек­сей Тол­стой ре­а­ги­ро­вал на стихи мо­ло­до­го поэта. (6)  Ранее рас­се­ян­ный и не­сколь­ко апа­тич­ный, груз­но си­дев­ший на па­луб­ной ска­мье, сей­час он весь был полон вни­ма­ния и даже по­дал­ся вперёд всем своим телом. (7)  Паль­цы всё силь­нее и ве­се­лее от­би­ва­ли такт на пра­вом ко­ле­не.

(8)  Вдруг Тол­стой резко сдви­нул на за­ты­лок шляпу и стёр со лба вы­сту­пив­ший пот. (9)  Потом встал, груз­но шаг­нул к Сер­гею Есе­ни­ну и ши­ро­ким же­стом трях­нул его за плечи. (10)  Ши­ро­кая улыб­ка оза­ри­ла мя­си­стое, глад­ко вы­бри­тое лицо Алек­сея Тол­сто­го.

(11)  — Вот это стихи!  — взвол­но­ва(н/нн)о про­изнёс Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич. (12)  Он креп­ко обнял не­сколь­ко смущённого и рас­тер..нного мо­ло­до­го поэта и три­жды по­це­ло­вал.

Ука­жи­те ха­рак­те­ри­сти­ки, со­от­вет­ству­ю­щие слову, вы­де­лен­но­му в 4-м пред­ло­же­нии тек­ста. Ответ за­пи­ши­те циф­ра­ми (по­ря­док за­пи­си цифр не имеет зна­че­ния). На­при­мер, 1245.

1)  под­чи­ни­тель­ный союз;

2)  ме­сто­име­ние;

3)  не яв­ля­ет­ся чле­ном пред­ло­же­ния;

4)  вы­пол­ня­ет функ­цию под­ле­жа­ще­го;

5)  вы­сту­па­ет в ка­че­стве сред­ства связи в слож­но­под­чинённом пред­ло­же­нии с при­да­точ­ной места.

40.  
i

(1)  Это про­изо­шло на па­лу­бе дач­но­го па­ро­хо­да, под­го­ня­е­мо­го ве­тер­ком к зелёным бе­ре­гам Пе­тер­го­фа.

(2)  Сер­гей Есе­нин, не­дав­но вер­нув­ший­ся из-за гра­ни­цы, за­го­ре­лый, с расстёгну­тым во­ро­том белой ру­баш­ки, весёлый, не­при­выч­но оживлённый, при­сло­нясь к борту, без­оста­но­воч­но читал свои стихи. (3)  В этот вечер Сер­гей Есе­нин был осо­бен­но в ударе: стихи зву­ча­ли так, слов­но поэт бро­сал кому-то вызов мо­ло­до­сти и силы. (4)  И все, кто на­хо­дил­ся на па­лу­бе, не могли ото­рвать от него глаз.

(5)  Но осо­бен­но по­ра­зи­ло меня то, как Алек­сей Тол­стой ре­а­ги­ро­вал на стихи мо­ло­до­го поэта. (6)  Ранее рас­се­ян­ный и не­сколь­ко апа­тич­ный, груз­но си­дев­ший на па­луб­ной ска­мье, сей­час он весь был полон вни­ма­ния и даже по­дал­ся вперёд всем своим телом. (7)  Паль­цы всё силь­нее и ве­се­лее от­би­ва­ли такт на пра­вом ко­ле­не.

(8)  Вдруг Тол­стой резко сдви­нул на за­ты­лок шляпу и стёр со лба вы­сту­пив­ший пот. (9)  Потом встал, груз­но шаг­нул к Сер­гею Есе­ни­ну и ши­ро­ким же­стом трях­нул его за плечи. (10)  Ши­ро­кая улыб­ка оза­ри­ла мя­си­стое, глад­ко вы­бри­тое лицо Алек­сея Тол­сто­го.

(11)  — Вот это стихи!  — взвол­но­ва(н/нн)о про­изнёс Алек­сей Ни­ко­ла­е­вич. (12)  Он креп­ко обнял не­сколь­ко смущённого и рас­тер..нного мо­ло­до­го поэта и три­жды по­це­ло­вал.

Най­ди­те в 8-м пред­ло­же­нии тек­ста сло­во­со­че­та­ние со свя­зью со­гла­со­ва­ние и вы­пи­ши­те из него за­ви­си­мое слово в той форме, в ко­то­рой оно упо­треб­ле­но в тек­сте.